Колорит востока на пуантах. В Лидском замке жителям и гостям города впервые был представлен балет «1001 ночь»

Поздним субботним вечером внутренний дворик главной достопримечательности районного центра на несколько часов превратился в театр, сообщает Гродненская правда. Лидский замок стал естественной декорацией для балета Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь», который в Лиду привез Белорусский государственный академический музыкальный театр. Показ состоялся в рамках проекта «Театральные встречи в Лидском замке».

Зрители начали собираться за полтора часа до начала спектакля. Журналист «Лідскай газеты» тоже пришел раньше. Но не для того, чтобы успеть занять удобное место, а чтобы , заглянуть в административные кабинеты и помещения, которые на несколько часов превратились в гримерки, и узнать, как готовятся артисты к вечернему выступлению, распросить о режиме балерин: что они едят, сколько часов проводят у станка и есть ли жизнь вне театра.

В Белорусском государственном академическом музыкальном театре я работаю уже 11 лет, – рассказала первая солистка театра Ирина Войтекунас. – До балета я занималась художественной гимнастикой, первую же позицию в балете начала осваивать в 10 лет (улыбается). В этом возрасте я уехала из дома – из Гомеля, и стала учащейся хореографического колледжа в Минске. Балет всегда был для меня воплощением женственности, хрупкости и нежности. Но с первых занятий стало понятно, что это еще и постоянное преодоление себя, это работа через боль. Если ты что-то не можешь, это сделает кто-то другой. Поэтому нужно терпеть. И много трудиться. Примерно в 14 лет я стала исполнять в театре ведущие роли.

Ирина развеяла миф о том, что балерины едят только яблоки и салат: «С таким рационом я не смогла бы даже двигаться, не то, чтобы танцевать. У нас семичасовой рабочий день, при таких больших физический нагрузках сложно набрать лишний вес. Поэтому ем я все и от эклера точно не откажусь. Хотя определенный рацион питания, конечно, есть. К слову, несмотря на порой нечеловеческие нагрузки, никто из нас пуанты с ногтями не снимает, как это было показано в фильме «Черный лебедь».

В Белорусском государственном академическом музыкальном театре прима встретила своего мужа. Он тоже артист, правда, вокалист. «Если правильно организовать жизнь, успевать будешь все, – уверена Ирина Войтекунас. – У меня хватает времени и на работу, и на семью, и на отдых, встречи с друзьями. В другие театры тоже стараюсь ходить. Особенно нравится драматический. Хотя, безусловно, балет занимает основную часть дня. Это работа, которая требует внимания, большой отдачи. Если говорить о здоровье, то, конечно, нужно себя беречь. А теперь извините, нужно подправить грим, скоро на сцену».

Вместе с труппой в Лиду на гастроли приехала гример. Однако у каждого артиста есть свой набор проверенных средств, поэтому многие самостоятельно наносят сценический грим. Тренировались балерины в легкой и удобной одежде, а в замке многие ходили в теплых штанах и мягкой, теплой обуви, похожей на угги – грели мышцы. Простудиться и, особенно, застудить мышцы – самая большая опасность для артиста балета.

Здесь расстояние до зрителя большое, и лицо у артистов должно быть выразительное, поэтому грим делаю более плотный, насыщенный, – не отрываясь от работы над лицом солиста Тимофея Войткевича, отметила гример. – Есть постановки, когда зритель сидит буквально в метре от сцены, тогда «макияж», конечно, куда более сдержанный. Кстати, в моем арсенале помимо люксовой косметики есть белорусская. В частности, «Релуи» очень хорошо себя зарекомендовала.

Большее, что мне приходилось проводить в гриме, это было три часа. Мужская кожа, честно, плохо переносит грим, косметику. Лично у меня идет раздражение, – подключился к беседе Тимофей Войткевич.

Несмотря на то, что подготовка к спектаклю шла полным ходом, везде разминались артисты, никакого хаоса или неразберихи не ощущалось. Вот что значит профессионализм.

Ничего удивительного в этом нет, – отметил заместитель директора Белорусского государственного академического музыкального театра Владимир Шевелев. Мы не замкнуты у себя. Напротив, мы очень мобильный коллектив и активно ездим по Беларуси. Гастрольные маршруты театра проработаны по многим райцентрам страны. Рады, что Лида стала одной из точек этого маршрута. Музыкальный театр в Беларуси один, наше кредо: каждый человек, где бы он не жил, должен иметь право, возможность на одинаково качественный культурный продукт. Ведь не все могут доехать до Минска и посмотреть столичные спектакли. Поэтому мы едем сами. И приспосабливаемся к тем условиям, которые есть. Надеюсь, лидский зритель полюбит балет, поймет его, воспримет, проникнется. К примеру, в Мозыре, как только появляется наша афиша, билеты раскупаются за два-три дня. И это за несколько месяцев до самого спектакля!

В этом году Белорусский государственный академический музыкальный театр уже выезжал в Лиду с фолк-рок-мюзиклом «Тристан и Изольда», это было 15 июня. И хотя об аншлаге говорить не приходится (корреспондент «Лідскай газеты» посещал спектакль), интерес к балетной постановке проявлен был. Судя по всему, сработало «сарафанное радио», потому что в этот раз зрителей было намного больше. А то ли еще будет! Как рассказал Владимир Шевелев, сотрудничество с Лидским историко-художественным музеем театр планирует продолжить. «В сентябре-октябре мы сядем за составление плана нашей совместной работы на 2020 год, оговорим форматы возможных спектаклей. Проект «Театральные встречи в Лидском замке» уникален, поэтому должен жить и развиваться», – уверен Владимир Николаевич.

– Мы также в этом заинтересованы и открыты предложениям от других театров и организаций, – рассказала директор лидского музея Ольга Лукьян. – Однако при этом будем принципиально придерживаться намеченного пути и поставленных перед собой же задач – не распыляться на все, а раскрывать, показывать конкретно тему средневековья 14-16 веков. Это наши временные рамки, в которых будем работать при подготовке любых мероприятий.

Ольга Лукьян честно призналась, что быть площадкой для показа спектаклей нашему замку сложно. «В Лиде нет аппаратуры, которая подойдет для театра республиканского значения. Мы вынуждены заказывать все оборудование из Минска. Естественно, это большие и материальные, и физические затраты. Так или иначе, но в стопроцентный плюс мы не уходим. Однако готовы идти на эти риски, чтобы повысить культурный уровень наших жителей, предоставить возможность увидеть качественный продукт, не уезжая из Лиды. Конечно, хочется отдачи, заинтересованности и понимания со стороны горожан», – сказала директор Лидского историко-художественного музея.  

… «Готовность пять минут!» – раздался голос в гримерках. На этом закулисные беседы закончились. Их сменили настоящая магия и сказка. Происходящим на сцене зритель был очарован с первых минут. Полтора часа балетного спектакля пролетели как один миг. А потом во дворике замка долго раздавались аплодисменты. Люди рукоплескали стоя, не желая отпускать артистов. Значит все не зря. Значит это кому-нибудь нужно. Значит «Театральные встречи в Лидском замке» обязательно нужно продолжать.


Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: